Google
Улыбнись!

-Мамочка, у тебя была мечта?- Была!- А сейчас?- А сейчас она сидит рядом и задает вопросы!

Главная » ©_Для счастья детей » ГЛАВНАЯ » О «дураках» и «лентяях» русских народных сказок

О «дураках» и «лентяях» русских народных сказок

о дураках и лентяях русских народных сказокВот, говорят, мол, любимые герои русских сказок (Иван-дурак, Балда, Емеля) – это лентяи и дураки. Да и вообще принято у нас как-то смотреть на наши народные сказки несколько свысока, мол – чепуха какая-то, дурацкие сказки, одна нелепица.

Но думать так большая ошибка. В первую очередь потому, что так русские народные сказки видятся только с нашей, взрослой точки зрения.

А вот если смотреть на этих героев глазами не взрослых, а детей – то эти сказки вовсе не про лентяев и дураков, а ПРО НИХ САМИХ!!!

Хотите доказательств? Понаблюдайте за реакцией на эти сказки у ваших детей.

Хотите знать, что чувствуют ДЕТИ, когда слушают сказки про Емелю, Балду и Ивана-дурака?

1. Во-первых, что главные герои этих сказок им очень близки

– вот именно тем, что тоже совершенно не ориентируются во взрослом мире бесконечных «полезных и нужных» дел. Не вписываются в него. Как и они – пока.

2. Во-вторых, что герои (взрослые!) тоже совершают ошибки

Причем порой настолько глупые и нелепые, чтобы даже маленьким детям было понятно: они ошиблись, попали впросак. Выбрали в оплату труда мешок с песком, а не серебром («Балда»), поехали за дровами и, не справившись с санями, передавили кучу народа («Емеля»), отпустили красивейшую кобылу взамен на горбатого маленького конька («Конек-Горбунек»).

(Кстати, психологи говорят, что маленькие дети ОЧЕНЬ боятся совершить ошибку – особенно в сравнении со взрослым, который всё умеет в сто раз лучше и в детских глазах никогда не оступается. Чем не «умные старшие братья» изо всех сказок?)

о дураках и лентяях русских народных сказок

3. Ну, а то, что все они сплошь либо бездельники, либо ни к чему не стремящиеся недотепы – так ведь это снова о детях!

Это они не понимают, зачем нужно идти дрова колоть, если не печи лежать так хорошо. Зачем нужно без конца воду носить, лошадей караулить, здесь трудиться, там…

У них еще нет «программы» делать что-то, потому что «надо» — они делают только то, что им хочется и приносит удовольствие. Живут своими нехитрыми желаниями.

И эти сказки им важны стократ. У них огромный психотерапевтический потенциал.

Потому что именно эти  сказки успокаивают зарождающиеся в детках тревоги.

Они говорят:

- Смотри, вон он, такой большой дядя, совсем взрослый – а тоже ошибается! Ошибаться – нормально, не бойся ошибок!

-  Дорога к настоящей любви всегда трудна – но ты не бойся трудностей, смело преодолевай испытания, как Иван-царевич, и ты обретешь свое счастье  (это для мальчиков, конечно, девочек сказки побуждают брать пример с Елены Прекрасной и других девушек-царевен);

- Не бойся доверять своей интуиции, следуй за ней, как Иванушка за клубочком, а девочка Василиса – за советами куколки;

- Следуй за своими чувствами, даже когда разум говорит иное. Погляди: ты думал, что взять мешок с песком было глупо, что Балда проиграл – а он им спас из огня красавицу. Выходит – выиграл!

- Как и Емеле, тебе тоже не нравится, когда старшие просят делать то, что тебе «неохота» — но, во-первых, Емеля все равно делает (значит, и тебе нужно помогать старшим, даже когда вроде не хочется). А во-вторых, когда мы откликаемся на предложения и просьбы других людей, с нами могут происходить чудеса (волшебные кольцо, щука, змейка).

- Быть добрым, честным, искренним, открытым (спрашивать дорогу у всех, всем помогать) – хорошо. Мир помогает тем, кто помогает ему. Воздает за добро добром.

- В мире есть негодяи (обманщики-братья, вороватые Лисы, все разрушающие Змеи Горынычи, жадные злые Кощеи). Но они – исключения, конкретные персонажи. Мир в целом (реки, деревья, животные, Солнце и Месяц, ветер…) – добр, отзывчив, любящ и справедлив. И он всегда поможет тебе победить любое зло. Главное – чтобы ты сам оставался добрым.

почему дети так любят русские народные сказки о дураках и лентяях - Емеле, Балде, Иване-Дурак и др. героях

4. А еще детки не меряют поступки героев «взрослой справедливостью».

Им не знакомы еще ни Библия, ни Конституция. Это для них пока слишком сложные вещи. Но им очень созвучны чувства героев.

И когда Емеля передавил кучу народа своими санями – они чувствуют, что этого не хотел, что он нечаянно так сделал. «Так же, как я вчера нечаянно толкнул Стасика».

А то, что в лесу он сделал дубинку и на обратном пути та «обломала бока» людям, которых он обидел нечаянно, а они собрались отомстить ему специально, толпой напасть на него одного – так это может вызывать даже ликование. Потому что малыш чувствует, что мстить не справедливо, и что в этом смысле Емеля прав. А еще потому, что сам за себя малыш постоять еще не умеет – и учится у героя защищаться от обидчиков.

(Кстати, в первоначальном варианте сказки Емеля сделал в лесу не булаву, а кукову для переноски дров, вещь полезную для дома. Он же добрый герой, вовсе не мстительный. А уж когда на него напали обиженные горожане, приказал той «обломать им бока». Мне думается, что этот вариант сказки более достоверен. Ну, и нравственен, конечно).

Когда Емеля едет к царю на печи, для взрослого это звучит как высшая степень лентяйства и наглости, для ребенка же – как высшая смелость оставаться собой даже в таких, чрезвычайных и опасных обстоятельствах.

о дураках и лентяях русских народных сказокКогда он шепчет про Марью царевну: «Пусть она меня полюбит!», для нас это признак нахальства и оскорбительной халявы, для детей же – знак того, что любят не за что-то, что в ней нет продажности. В ней есть ценность, но нет цены. И что любовь можно просить вот так просто. И что еще более удивительно – ее можно и получить.

Что их вдвоем потом в бочку заковали – значит, что твои желания могут не всем нравиться, и что кое-кто может создать тебе за них серьезные неприятности.

Но также еще и то, что существует сила, которая слышит твои просьбы, и – если ты верен себе, добр и честен – всегда поможет.

Так есть ли «халява» в русских сказках?

Или это «вирус», придуманный теми взрослыми, которые сами не слышали этих сказок детьми?

И кто любимые герои наших сказок – дураки, лентяи, царевичи или… наши с вами дети? Малыши, для которых, в сущности, эти сказки и писаны…

 Так что — читайте их своим крохам смело!

И пусть наши детки растут такими же светлыми и чистыми душой, как и герои русских народных сказок.

почему дети так любят русские народные сказки о дураках и лентяях - Емеле, Балде, Иване-Дурак и др. героях

P.S. А как ваши дети слушают сказки? Читаете ли вы им русские народные сказки? Что ваши детки говорят о Балде, Емеле и Иване-Дураке, почему они им нравятся (или не нравятся)? На каких героев хотят быть похожими, и почему? Напишите в комментариях!

* * *

Обложка выпуска №13 "Уйти или остаться"

 

Статья вышла в выпуске

№4 «Уйти… или остаться?»

Скачать выпуск и получить пароль от его статей на сайте можно, кликнув по обложке слева.

* * *

Елена ШАНДРИКОВА

www.happy-family-world.ru

 

Подпишитесь на статьи и видео"фишки" проекта

и забирайте в подарок то, что Вам по душе!





ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СЕМЬИ


Нажми на обложку выпуска - и читай уже через 5 минут!
Танцуйте со мной в Питере!!!

Попробуйте эту мягкую и нежную практику Радости, Любви и Гармонии через танец!


Яндекс.Метрика

© Елена Шандрикова. Секреты творчества и взаимопонимания & Журнал «Мир счастливых семей»
2012 Все права защищены. Перепечатка материалов возможна только с указанием ФИО автора и активной ссылки на сайт

Hide me
Узнай 3 волшебных формулы мягкой просьбы!
Ваше имя Email
Show me